Образовательный процесс

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ УТРЕННИКОВ

Уважаемые воспитатели дошкольного образования! Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности воспитанника дошкольного возраста, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.
развернуть

 Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
.Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
.Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего.
.Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.
.Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.
.Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки». Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
.Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
.На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям.
.Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.
.Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.
.Воспитатель, не выступающие в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.
.Костюмы для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если вы поручаете родителям сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, то проследите, чтобы они принесли их заранее, а вы смогли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках - порвутся, атрибуты сломаются и пр.
.Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми.
.Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь.
.Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в детском саду, пройдёт на УРА!

Список используемой литературы:

  1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении »
  3. Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
  4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
  5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»
  6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  8. М. Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду»
свернуть

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Консультация для педагогов)

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.  Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.
развернуть

 Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.
 Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

  1. Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.
  2. Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.
  3. Следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, фобиям и даже стойким неврозам.
  4. Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно использовать свойственные им «возрастные страхи», сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.
  5. Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

 Учебная программа дошкольного образования предполагает следующую образовательную работу с детьми:
 Первая младшая группа:
 Формирование представлений об элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни:

  • не подходить близко к глубокой яме;
  • при спуске с лестницы не перешагивать через ступеньки;
  • держаться за перила;
  • при ходьбе и беге по неровной поверхности чаще смотреть под ноги;
  • не брать в руки острые предметы;
  • в многолюдных местах держаться за руку взрослого.

.Для решения задач необходимо соблюдение оптимального и рационального уклада жизни воспитанников в течение дня для обеспечения их психологического и физического благополучия.   Проявление взрослыми внимания, ласки, заботы к воспитанникам при организации всех режимных процессов.
 Вторая младшая
 Необходимо формировать представления о:

  • безопасных условиях окружающей среды;
  • правилах безопасного поведения в группе, на улице, на дороге, дома: запрет приема лекарственных препаратов без разрешения взрослых; осторожное передвижение при спуске с лестницы; правила пользования игровым, физкультурным оборудованием, купания в бассейне, водоемах; запрет приближаться к открытому окну, двери балкона, запрет игры с огнем, уходить одному с незнакомыми людьми, выходить без разрешения за пределы участка детского сада, общаться с бездомными животными;
  • простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях:
  • кровотечение из носа, травма, ожог и др.;
  • том, что следует пить только чистую (желательно бутилированную) воду.

 Умения:

  • оберегать глаза от травм, переутомления (не трогать их грязными руками, не бросаться песком, использовать по назначению карандаши, рассматривать книги там, где много света);
  • применять доступные правила поведения на улице, правила пожарной безопасности.

 Средняя группа:
 Формируются представления о:

  • поведении при возможных случайных встречах и общении с незнакомыми людьми (дома, в магазине, на улице, в лифте и т.п.);
  • мерах предупреждения некоторых заболеваний (инфекционных);
  • назначении лекарственных препаратов, которые без контроля взрослых принимать нельзя (никаких лекарств, витаминов, напитков, жевательных резинок и др.);
  • номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, "скорой помощи".

 Умения:

*свободно ориентироваться в помещениях детского сада;
*набирать нужный номер служб помощи;
*применять в повседневной жизни доступные правила поведения пешехода на улице, правила пожарной безопасности, правила пользования бытовыми приборами, орудиями труда.

  Старшая группа
  Представления о:

  • правилах дорожного движения;
  • безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда;
  • безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях;
  • пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.;
  • общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;
  • значимости правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья;
  • своих возможностях в охране жизни и здоровья.

 Умения:

  • внимательно относиться к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности);
  • оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов;
  • соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, в гололедицу, катании на санках, коньках, лыжах и др.;
  • ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать "скорую помощь";
  • соблюдать правила дорожного движения;
  • пользоваться светоотражающими элементами.

 Содержание образовательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:

  • планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;
  • ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;
  • организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;
  • моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;
  • максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;
  • обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.

.Образовательная деятельность должна быть интегрированной, соединять разные направления: ознакомление с окружающей средой, валеолого-экологическую культуру, физическое развитие, изобразительное искусство. Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.
.В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно-практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению.
.Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами.
.Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей. При организации обучения надо не только следовать принципу информативности, но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы.
.Особенность дошкольников такова, что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем). Примеры безопасного поведения литературных героев дети вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования.
.Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
.Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого занятия-тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:
 Какие правила обязан соблюдать пешеход?
 Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?
 Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?
 Как защитить себя от назойливого незнакомца?
 Что делать, когда порезал палец? И др.
 На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек".   Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение.
 Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
.Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".
 Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.
.Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
.Эффективной формой подачи знаний является физкультурно-оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится сам участником действия, что способствует формированию конкретных умений.
 Эффективной является такая форма, как проведение «Недели безопасности ребёнка». Её цели:
• улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам личной безопасности и защиты жизни;
• пропаганда здорового образа жизни;
.интегрирование общественного и семейного воспитания по проблемам безопасности жизнедеятельности ребёнка.
 Предварительная работа:
.Воспитатели составляют тематический план работы своей группы, включающий: занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы, эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуаций, театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья.
 Примерный план мероприятий недели:
 Праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты.
 Театрализованный спектакль.
 Смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни и здоровья.
 Встречи сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей с сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ.
 Собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей по вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от их последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья.
 Практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом на тему безопасности жизнедеятельности детей.
.Выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовленного педагогами дошкольного учреждения и родителями.
.В конце «недели безопасности ребёнка» проводятся итоговые беседы.

Организация работы с семьёй

 Одним из основных условий достижения высоких результатов обучения дошкольников ОБЖ является тесное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей. Формирование стиля, поведения ребенка базируется на положительном примере взрослых. Дома дети, к сожалению, часто становятся свидетелями того, как родители пренебрегают простейшими правилами: оставляют без присмотра электронагревательные приборы, телевизоры, магнитофоны; пользуются открытым огнем (свечами, спичками) в кладовых, у костра, не задумываясь над тем, что ребенок запоминает их действия. Наблюдательность — это характерная черта ребенка и, вместе с тем, своеобразный способ усвоения. Из-за отсутствия жизненного опыта дети наследуют правильные и неправильные действия старших. Эта особенность обязательно учитывается в воспитательной работе.
.Задача педагогического коллектива дошкольного учреждения —сделать родителей своими единомышленниками, убедить их, что невозможно требовать от ребенка выполнения того или иного правила, если близкие ему люди сами не всегда его выполняют. Разница в поведении взрослых дома и в детском саду может вызвать чувство страха, даже агрессии.
.Содержание работы дошкольного учреждения с родителями по формированию основ безопасного поведения детей:
• ознакомление родителей с правилами личной безопасности дошкольника и поведением в разных экстремальных ситуациях;
• предоставление информации о том, как создать максимально безопасные условия пребывания ребенка дома, на улице, на отдыхе;
• знакомство родителей с работой дошкольного учреждения по проблемам безопасности жизнедеятельности и результатами обучения и воспитания;
• приобщение родителей к образовательному процессу;
• проведение совместных мероприятий;
• изучение, обобщение передового опыта семейного воспитания по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.
.Таким образом, все усилия педагогического коллектива дошкольного учреждения должны быть направлены на пробуждение и активизацию у взрослых чувства собственной ответственности за безопасность, здоровье и жизнь их детей.
 Планирование работы по ОБЖ.
 При планировании и организации работы по ОБЖ необходимо соблюдать следующие принципы:
-.принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
- принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребоваться: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы и т.д.
- принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.
- принцип возрастной адресованности.
-.принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
- принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

 Использованная литература:
1. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: ООО «Издательство Детство-ПРЕСС», 2011.
2..Дошкольникам о правилах безопасности : учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования /А.Л.Давидович [и др.].- Минск: Экоперспектива, 2015.
3. Дружно играем – себя развиваем: Метод.пособие для воспитателей детского сада/Сост.Мазурова М.В., Язепова Т.Н. – Мозырь: «Белый ветер», 2000.
4. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников.- Минск, «Полымя», 2001.
5..Организация работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности в учреждениях дошкольного образования : практическое пособие в помощь воспитателям учреждений дошк.образования и работникам МЧС / сост.И.Г.Чугай, Н.Г.Болбат; под общ.ред. Н.Г.Болбат; ГУО «Мин.обл.ин-т развития образования» - Минск : Мин.обл.ИРО, 2013.
6. Прус, Л.И., Галеня, С.Н., Кузьменкова, Д.П., Бокшиц, Т.И. Знакомим дошкольников с ОБЖ - Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2007.
7. Стёркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Программа для дошкольных образовательных учреждений //Дошкольное воспитание. 1997. №3, №4.
8. Учебная программа дошкольного образования. Минск: НИО, 2012.
9..Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах: Метод.рекомендации для восп.дошк.учреждений. – Минск: Минский гос.обл.ИПК, 2007.
10..Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обесп.получение дошк.образования / В.А.Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2006.

свернуть

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: ЛОТО – « ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

 Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
 Ход игры:
 Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре(мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот , кто у кого окажется больше закрытых полей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАРТОЧНАЯ ВИКТОРИНА»

 Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.
 Ход игры:
 Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.
 Варианты вопросов:

  • Назови возможную причину пожара;
  • как правильно вызвать пожарных;
  • что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;
  • можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
  • что нужно делать, если в доме запахло газом;
  • можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;
  • можно ли поджигать тополиный пух;
  • можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;
  • можно ли использовать лифт во время пожара в доме;
  • что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;
  • как правильно покинуть задымлённое помещение;
  • можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «НАЗОВИ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА»

Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.
 Ход игры:
 Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

свернуть

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств является необходимым, но не достаточным условием современного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. Технологизация педагогического процесса призвана помочь отбору методов, средств и форм реализации конкретной цели. Главные вопросы, на которые отвечает технология: как учить, воспитывать, развивать, как создать лучшие условия для познавательной деятельности?  Чем же технология отличается от методики?
развернуть

 Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.
 Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
 Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.
 Структуру образовательной технологии составляет:
• концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• процессуальная часть – совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.
 Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
 Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:
• гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;
• целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
• учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
• учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
• комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
• педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
• профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
 Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
 В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.
 К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:
• физкультурно-оздоровительные;
• проектной деятельности;
• исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные;
• личностно-ориентированные;
• игровую;
• ТРИЗ;
• коррекционные и др.
 В основе всех технологий заложена система мер по охране и укреплению здоровья детей, поэтому все технологии, используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования являются здоровьесберегающими. Многие считают, что здоровьесберегающие технологии – это альтернатива педагогическим технологиям. Понятие «здоровьесберегающая» – это качественная характеристика любой образовательной технологии, когда в ходе получаемого ребенком образования не наносится ущерба их здоровью.
 Все образовательные технологии, разработанные белорусскими авторами и используемые в образовательном процессе учреждения дошкольного образования, являются здоровьесберегающими.
 Современные технологии дошкольного образования,
рекомендуемые Министерством образования Республики Беларусь:
• Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»;
• Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»;
• Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;
• Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»;
• Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»;
• Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»;
• Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»;
• Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»;
• Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»;
• Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников».

свернуть

«МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ»

В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человеке, или погаснет. Природа наградила человека щедро: она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков. Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. 

развернуть

Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с нею малыша! Доказано, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

..Постарайтесь:

  • создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
  • приобретать музыкальные игрушки и изготавливать их самостоятельно;
  • поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и играть вместе с ним;
  • если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поет, или танцует;
  • искать музыку везде: в лесу, дома, на берегу реки, моря, в городе;
  • посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры. Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем радостнее, желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.

..Дорогие мамы и папы! Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту. В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человеке, или погаснет.

свернуть
Меню раздела